- Альберти, Леон Баттиста
- (1404—1472) — ит. гуманист, писатель, мыслитель, архитектор, теоретик искусства. Происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе, где и родился А. В 1428 г. закончил Болонский ун-т, после чего получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432 г. — место в папской канцелярии, где прослужил более 30 лет. В 1462 г. А. оставил службу в курии и до своей кончины жил в Риме. Первые работы написал в 20-е гт. — комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. В 30-е — нач. 40-х гг. создал ряд сочинений на лат. языке — «О преимуществе и недостатках ученых» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437); диалоги на вольгаре на этич. темы — «О семье» (1434—1441), «О спокойствии души» (1443). В 50—60-е гг. А. написал сатирически-аллегорич. цикл «Застольные беседы» — свои главные сочинения в области лит., ставшие образцами лат. гуманистич. прозы XV в. Последние произведения А.: «О принципах составления кодов» (математич. трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой» (1470).А. создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика А. — светская по характеру — отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творч. возможности, разум человека. В учении А. получил наиболее цельное выражение идеал гармонич. личности. Все потенциальные способности человека А. объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли А., развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека, его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этич. концепция А. исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой А. считал семью.А.-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. По его проектам были возведены палаццо Ручеллаи и фасад церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в. А. занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик ит. искусства Возрождения известен соч. «Десять книг о зодчестве» (1435) и небольшим лат. трактатом «О статуе» (1464).Лит.: Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М., 1935-1937; Мастера искусств об искусстве. Т. 2. Эпоха Возрождения / Под редакцией А.А. Губера, В.Н. Гращенкова. М., 1966; Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV—первой половины XV века. Новосибирск, 1975; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.) / Под редакцией Л.М. Братиной. М., 1985.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999.